На границе миров — Скандинавские «Сумерки»

26 октября в 22:57   Инна

Смотреть "На границе миров" в кинотеатрах Иркутска

После своего провального дебютного фильма «Шелли» иранский режиссер Али Аббаси снял в Швеции многогранную кинокартину «На границе миров», выигравшую в номинации «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Сама лента, основанная на новелле шведа Юна Айвиде Линдквиста (автора небезызвестного «Впусти меня»), очень затейливо расположилась «на границе» нескольких жанров — фэнтези, триллера, драмы и детектива. Съемки проводились на родине писателя, так что просмотр предполагает наслаждение изумительными природными видами и скандинавской атмосферой, а ведь она играет в картине немаловажную роль.

Со шведского название переводится просто как «граница», и оно контекстно выражает сразу несколько идей. Поначалу история кажется до банального наивной. Главная героиня Тина работает на таможне в зоне досмотра и обладает уникальным даром чувствовать запах эмоций. Это помогает ей определять, кого из выезжающих пассажиров необходимо обыскать. Например, того, кто испытывает страх или стыд. В своем доме Тина позволяет жить другу-бездельнику и нескольким его ротвейлерам, несмотря на то, что сама она с ними не ладит. Зато это некоторым образом заглушает её одиночество. Так и проходит жизнь, в которой нет ни радости, ни любви, ни понимания. Даже при покупке продуктов женщина то и дело сталкивается с неприветливыми взглядами людей, изучающими её неприглядную внешность. Не имея никаких надежд на то, что ситуация когда-либо исправится, она просто проживает день за днем.

Однако как и в любой известной нам сказке, в один прекрасный день Тина встречает своего «принца». На таможне она замечает Вурэ, настолько же непохожего на остальных людей, как и она сама. Он сразу же захватывает ее внимание и, безусловно, сам проявляет к ней интерес. Помимо того, что герои выглядят непривлекательно с общепринятой точки зрения (актеры были очень тщательно загримированы), они по своему восприятию существуют как бы «на границе миров» — человеческого и животного. Тина и Вурэ гораздо ближе к природе, чем обычные люди, как чувственно, так и сознательно. Сближаясь, они становятся свободнее, чем когда-либо до этого. Вурэ помогает героине выйти за пределы правил и запретов, однако в определенный момент в этом исследовании Тина нащупывает внутри себя границы, за которые она не может переступить.

После второй трети фильм теряет некоторую наивность в повествовании и поворачивается к зрителю совершенно другой стороной. Он уходит в исследование того, что представляет из себя человеческая сущность, и как можно её определить. Драма очень осмысленно рассказывает о любви, боли, принятии и отторжении, познании себя и своих пределов, важности решительности и принципов, но в тоже время и сомнений. Таким образом, этой амбивалентной картине удается объять необъятное и не разочаровать зрителя. А режиссер Али Аббаси очень элегантно высказывается на такую избитую тему, как «что делает человека человеком». Так выходит благодаря тому, что главные герои являются не совсем людьми и им удается рассуждать о человечестве, будучи в некотором плане оторванными от него. «Взгляд со стороны» позволяет иносказательно обсуждать банальные, но в то же время критические и значимые вопросы о поведении и отношении друг к другу. Чтобы взяться заново обыгрывать манихейские дилеммы нужна большая смелость, и режиссер на редкость удачно, красиво и уверенно делает это. Несмотря на то, что все порядком устали от морализаторства и нравоучений, в связи с чем напоминать о том, что такое хорошо, а что такое плохо, крайне сложно.

Аббаси создал «Сумерки» для взрослых в современном исполнении, выражающие протест против гендерных стереотипов, конвенционального взгляда на внешность и в то же время, что самое главное, против стереотипов о взаимосвязи внешности и души. В настоящее время выказать принятие и понимание к проблемам ЛГБТ-сообщества уже не так тяжело, как это было раньше, а похвально. Но Али не страшно и не стыдно показать также, что внутренний мир человека не связан с его внешностью, подав данное положение с обратной стороны, чем та, которую мы привыкли видеть в кино, и это заслуживает уважения. Режиссеру удалось по-новому подать эту идею, за счет чего она видится еще более убедительной и правдивой, а сам фильм, как бы это претенциозно не звучало, расширяет мировоззрение зрителя, сбрасывая с него очередные оковы конформизма.

Оценка: 8,5 из 10
Рецензия Софьи Заломаниной, портал Котонавты





Скоро

1 сентября 2018 - 31 мая 2019, Байкальский Центр образования
21 сентября - 21 декабря, Центр йоги "Центр Счастливого Человека"
14 декабря 2018 - 19 апреля 2019, Иркутская областная филармония

Комментарии



или   Отменить

Задать вопрос

Куда: в тему "Кино"
Тема:
Опубликовать как...
Выберите тему для Вашего вопроса:

Подпишитесь на рассылку:

Рассылки:
Интересное в рабочие дни (выходит в понедельник)
Бесплатные события (выходит во вторник)
Где провести выходные дни (выходит в четверг)
Только интересные события. Три темы на выбор. Отписка в один клик.